Мы работаем на всей территории РФ. Офисы в Ярославле, Иванове, Владимире, Муроме, Костроме
8 800 555-06-40
Что изменится в розничной торговле после введения маркировки товаров
В 2019 году в три этапа вводится обязательная маркировка некоторых видов товаров. На примере продажи табака рассказываем, что нужно сделать продавцам, чтобы торговать по новым правилам и избежать штрафов, а также о том, как происходит процесс оборота маркированной продукции.

Маркировка: сроки введения и перечень продукции

Чтобы снизить оборот контрафактной продукции в России, Минпромторг принял решение о введении обязательной маркировки для некоторых групп товаров. Маркировка — это нанесение уникального кода DataMatrix на товар, упаковку или ярлык во время производства. Контролировать и отслеживать этот процесс ведомство будет с помощью системы «Честный знак».
В Распоряжении Минпромторга России от 28 апреля 2018 года №792-р указан перечень товаров, которые подлежат обязательной маркировке средствами идентификации, а также сроки её введения. Так, в 2019 году маркировку для некоторых товаров введут в три этапа — 1 марта, 1 июля и 1 декабря.

Перечень продукции, которая подлежит маркировке в 2019 году

Сроки введения обязательной маркировки могут измениться, так как зависят от результатов эксперимента с участием представителей разных сегментов рынка.
маркировка
маркировка

Как торговать по новым правилам

Правила розничной торговли после введения маркировки изменятся — продавцам нужно будет дополнительно регистрироваться в специальных системах и закупать оборудование.
Рассмотрим для примера, что потребуется сделать табачной рознице, чтобы торговать по новым правилам:
1) зарегистрироваться в ИС МОТП — информационной системе мониторинга оборота табачной продукции (для этого понадобится усиленная квалифицированная электронная подпись — УКЭП);
2) подключиться к системе юридически значимого электронного документооборота, чтобы контрагенты обменивались документами о поставке табака (после подписания обеими сторонами документ получает ИС МОТП и на основании него фиксирует факт передачи права собственности на коды, которые нанесены на товар);
3) приобрести 2D-сканер, чтобы кассир при продаже сигарет сканировал код с упаковки;
4) обновить кассовое программное обеспечение, чтобы касса отправляла через оператора фискальных данных код с пачки в систему МОТП.

Санкции за нарушения

За оборот табачных изделий без маркировки в законодательстве предусмотрена конфискация предметов правонарушения и штраф. Для физлиц штраф составит 4–5 тыс. руб., для должностных лиц — 10–15 тыс. руб., для юрлиц — 200–300 тыс. руб. (ч. 4 ст. 15.12 КоАП РФ).
Однако эксперты полагают, что в данной редакции КоАП под термином «маркировка» следует понимать упаковки с акцизными марками, а не продукцию, которая контролируется с помощью «электронных средств идентификации». Этот термин появится в Федеральном законе от 23.02.2013 № 15-ФЗ только с 1 марта 2019 года, когда вступят в силу поправки Федерального закона от 29.07.2018 № 272-ФЗ.

Процесс оборота маркированной продукции

1. Производство.

По запросу производителя Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ) генерирует уникальные коды для нужного количества новой продукции. В заводских условиях производитель наносит присланные от ЦРПТ коды на все виды упаковки.
Далее производитель сообщает ЦРПТ, какие коды он использовал. Эти же коды указываются в первичных документах, которые оформляются при продаже оптовикам. В рамках эксперимента данные о маркировке передаются в форме универсальных передаточных документов (УПД), которые нужно подписывать УКЭП.

2. Перемещение между организациями или точками.

Отправители и получатели груза сообщают в систему МОТП, что приняли продукцию — подписывают электронный УПД. Чтобы сохранялась прослеживаемость движения кодов, при получении груза рекомендуется сканировать упаковки.

3. Получение в точке продажи.

Магазин получает маркированный товар от поставщика и товарные накладные в бумажном (на время переходного периода) или электронном виде. В системе электронного документооборота (ЭДО) товаровед видит УПД для данной поставки. УПД содержит не только информацию из накладной, но и коды каждой промаркированной упаковки. Сотрудник подтверждает или отклоняет поставку через ЭДО, подписывая входящий УПД при помощи УКЭП.

4. Продажа (вывод из оборота).

Кассир считывает 2D-сканером код с пачки, продавая ее покупателю. Касса отправляет в адрес ОФД данные о продаже. ОФД отправляет фискальные данные в налоговую, а сведения о кодах — в ИС МОТП. После этого система знает, какие именно коды выведены из оборота, а значит, больше не должны встречаться в обороте.

Оставить комментарий